Почетна / Руска страна / Соборное Послание Молитвенного церковно-народного Собора Епархии рашко-призренской СПЦ в изгнании (Епископ Артемий) прошедшего в монастыре святого Николая в Лознице недалеко от Чачка 5 июня 2016 года – осуждение Критского Собора

Соборное Послание Молитвенного церковно-народного Собора Епархии рашко-призренской СПЦ в изгнании (Епископ Артемий) прошедшего в монастыре святого Николая в Лознице недалеко от Чачка 5 июня 2016 года – осуждение Критского Собора

Print Friendly, PDF & Email

dsc_0509Боголюбивый Собор православных, боголюбивый народ Божий, Христос Воскресе!

В свете празднования святого Воскресения Христова, проводим этот священный Собор, с надеждой на духовное воскресение и пробуждение Сербской Православной Церкви и православного сербского народа.

Великий Отец Церкви, святой Василий, архиепископ Кесарийский, писал: “Непрестанно памятовать о Боге — благочестиво, и в этом боголюбивая душа не знает сытости“.[1] Руководствуясь этим святоотеческим опытом и поучением, идеей соборности и благоустроением Церкви, как и традицией богомольных собраний нашего православного рода сербского, мы собрались сегодня в священном монастыре святого Николая Мирликийского в Лознице, недалеко от Чачка, во имя Божие. Мы собрались чтобы принести благоразумную и бескровную жертву и службу Богу; чтобы духовно укрепиться в боголюбии и тем самым в братолюбии, чтобы укрепиться в божественной науке веры православной. Те же самой веры которую нам передали Апостолы от Христа, а от Апостолов приняли и передали нам как наследие Святые Отцы. Среди этих, с особым почтением, выделяем в блаженном воспоминании вечно упоминаемых: святого Савву Сербского, святого Николая Жичкого, и особенно святого Иустина Челийского – которому посвящаем этот Собор, в смысле нашего укрепления в почитании его богословского предания, духовности и ревности к вере отеческой. Во всех днях нашей жизни, особенно сегодня когда православная вера оказывается под ударом экуменистов и экуменической ереси (беснующей вроде какой-то новой Иродиады ищущей “головы правоверных“), в качестве нашей главной цели видим сохранение залога веры, переданного нам от этих светил Сербской Православной Церкви. Особым образом от нашего непосредственного духовного предшественника – святого Иустина Челийского. Делая это, наполняемся надеждой, что, во время перехода из временной в вечную жизнь, услышим из уст этого нашего духовного отца благословение и слова святого Апостола Павла: “Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам“ (1 Кор 11, 2).

В своем слове о вере, небом явленный тайновидец Христа, святой Василий Великий, сообщает нам: “Но поелику ныне всякий слух отверст к слушанию богословия, и таковым слушанием не может насытиться Церковь, подтверждая собою слово Екклесиаста, что не исполнится ухо слышания (Еккл. 1:8), то необходимо говорить по мере сил“.[2] Наблюдая за этим святоотеческим поучением и самими Святыми Отцами в их богословствовании, и мы теперь, пропорционально силе и мудрости переданным от Бога, спокойно сообщаем это Соборное Послание.

Более чем десятилетнее нашествие экуменической ереси, расширяющейся внутри христоименного собрания православных (в Церкви Божией) вроде какого-то опасного духовного заражения посредством своих носителей – определенных церковных сановников, приближается к своему апогею. То, что экуменисты среди иерархов до сих пор как индивидуумы проповедовали и жестко навязывали в пределах их круга деятельности (хотя это полностью несовместимо с догматическим и каноническим преданием православной веры), их духовные преемники, наследники и продолжатели этой еретической ориентации, взяв власть в Церкви, пытаются навязать церковной полноте. Как способ этой мрачной цели разрушения Православной Церкви они придумали особый механизм – в течение полувека приготовляемый Собор на Крите, запланированный на этот 2016 год, на день Святой Пятидесятницы. Собор который, судя по его подготовке,  ни по форме ни по сути не будет выражать  либо православную веру, либо соборную природу Церкви, ее предания и ее жизни.

Этот Собор является попыткой современных экуменистов внутри церковной иерархии воплотить те экуменические и обновленческие замыслы, которые их предшественники, тоже экуменисты и обновленцы, придумали и очертили. Следовательно, главной целью Собора на Крите является навязывание экуменической ереси совокупной церковной полноте, исподволь уния с папой римским (через экуменизм), и потом, уния с остальными еретиками, отпавшими от православной веры и Церкви Церкви Христовой. Это только первый шаг к этому несчастному единству, ибо экуменизм как слуга глобалистического построения Нового мирового порядка имеет как цель объединение всех религий в одну. Об упомянутом свидетельствуют прошедшие встречи по подготовке Критского Собора, и в этих встречах принятые документы: как регламент Собора, так и темы и выводы документов (двусмысленные в богословско-терминологическом смысле, но ясно экуменические в самой сути и содержании).

Из священной истории Церкви знаем что Вселенские Соборы всегда созывались только с одной целью: решение общецерковных вопрос и проблем, а это прежде всего и выше всего – вопрос сохранения чистоты православной веры, веры являющейся общецерковным и соборным наследием (тем самым, ответственность за это наследие несут все члены Православной Церкви). Метод организации и поводы Критского Собора, как и предварительные акты, показывают что Собор на Крите имеет совсем другую цель в сравнении с целями Вселенских Соборов. Утвержденные принципы работы Собора уничтожают соборность Церкви, в то время как принятые выводы и документы Собора разрушают чистоту православной веры. Таким предсоборным документам, уже принятым делегациями Поместных Православных Церквей в ходе предварительных заседаний, на Крите предстоит еще только формальное подтверждение парламентским и партийным путем (никоим образом соборным). Документы демонстрируют малодушную готовность их авторов попускать в отношении догматов православной веры, и пойти на консенсус с еретиками (учитывая что этот консенсус не имеет православные догматы как основу, но их попрание).

С другой стоdsc_0202роны, экуменисты к не-экуменистам из рядов православных внутри Церкви, относятся крайне нетерпеливо, грубо, без какой-либо готовности пойти на консенсус и понимание, вместе с угрозами разных неканонических санкций, и преследованиями уже длящимися, что ясно происходит в случае нашей Епархии рашко-призренской в изгнании. Экуменисты среди иерархов, в своем произволе этим путем отрицают роль самого тела Церкви, верного народа, который согласно отеческому преданию является хранителем веры. Поэтому, это антисоборное и неправославное собрание на Крите заранее оказалось неудачным, ибо не признает обладателей церковной соборности, а это, кроме предстоятелей, все члены Церкви – низшее священство и народ.

Об упомянутой трагической истине в отношении Собора на Крите свидетельствуют многие голоса которые поднялись против неправославных решений и их антисоборного навязывания Церкви Божией. К сожалению, мало епископов, но определенное число священников, священномонахов, монахов, монахинь и мирян, по всему православному миру, единодушно встает против ереси экуменизма, которой выделяются все документы и методы подготовки и проведения Критского Собора. Встают против всех действий предстоятелей Поместных Церквей и их сотрудников, ибо все эти действия имеют как цель упомянутое навязывание экуменической ереси.

Сопротивление православных очень радует, особенно единодушие и догматическое согласие позиций выдвинутых в множестве писем, заявлений и сообщений со стороны упомянутых православных ревнителей. Эти позиции расходятся в языке и стиле написанного, но они все одинаковые в отношении сути и содержания. Это отражает истинный соборный и пятидесятнический характер Церкви, в которой множество верующих, разделенных языками и природой, т.е. географией, пребывают в совершенном единодушии веры и православных догматов. Это есть наглядное ободрение Святого Духа, Просвещающего и Вдохновляющего множество отдаленных христиан по всему миру, чтобы они одним голосом исповедовали неизменную и одинаковую веру православную. Во всех упомянутых выступлениях православных, экуменизм четко осуждается как ересь (как он и есть), но одновременно осуждаются и экуменически ориентированные пастыри и их антисоборные действия с целью навязывания этой ереси Церкви Божией (между прочим, путем грядущего Собора). Следовательно, с этой точки зрения, с удовольствием констатируем что все упомянутые православные позиции, заявлялись и исповедались уже в нашей Епархии на протяжении многих лет и десятилетий, несмотря на плохие или хорошие обстоятельства, особенно в наших церковно-народных собраниях и соборных посланиях. Мы глубоко ощущаем что именно этот факт является главной причиной преследования нашего Епископа и нашей Епархии со стороны экуменистов. Из-за того что наша Епархия была и является продолжением, продлением, и сохранением решительно антиэкуменической и антиобновленческой богословской ориентации и предания святого Иустина Челийского. С течением времени, глубокая ценность и значение этого предания святого Иустина, становятся все более очевидными, сугубо с тех пор как иерархический верх Белградского Патриархата начал откровенно разбираться с православными, вместе с вышеупомянутым преследованием нашей Епархии. Православное богословское предание отца Иустина сегодня отчетливо видим как сильное противоядие от экуменизма и как крепкий оплот стоящих в православной истине.

Спорнdsc_0120ый метод подготовки этого Собора и раньше был предметом резких критик многих православных теологов, в первую очередь, как мы уже сказали, святого Отца Иустина Челийского. Из его резкого пера и отчетливой мысли вспоминается его откровенное сопротивление методу подготовки Всеправославного Собора и повестке дня навязываемой организаторами того Собора. С этой точки зрения, можно заметить в какой степени поражает тщательность Отца Иустина, ровно как и факт что его глас вопиющего не слушали и не почитали, ни нынешние ни бывшие организаторы Критского Собора, ибо они ничего не изменили в их методах и целях. Поэтому, слова Отца Иустина относительно грядущего Собора, даже почти полвека спустя, сохраняют полную свежесть и актуальность в этом ключевом историческом моменте: “На самом деле, все это выявляет и подчеркивает не только самую обыкновенную непоследовательность, но и явную неспособность и непонимание Православия со стороны тех, кто сейчас, в данной ситуации и таким образом навязывают Православным Церквам свой „Собор“, незнание и неспособность почувствовать и осознать, что значил и что значит настоящий Вселенский Собор для Православной Церкви и для полноты ее верных во Христе. Ибо если бы они это почувствовали и осознали, то они, во-первых, знали бы, что в истории и жизни Православной Церкви никогда ни один Собор, а тем более столь исключительно благодатное и духовное явление, каким является Вселенский Собор, не вызывались искусственно, придумывая темы для его работы и заседаний; что никогда так нарочито не созывались „конференции“, „конгрессы“, „просиноды“ и разные искусственные собрания, неизвестные и чуждые православной соборной традиции, перенятые на самом деле от западных организаций, чуждых Церкви Христовой“.[3]

Регламент Критского собрания абсолютно попирает соборный характер  самого понятия собора и соборности Церкви. Никогда в истории Церкви ни один Собор, особенно не “всеправославный“, не работал согласно методам Критского Собора, отменяющим Богом данное право каждого православного епископа обладать собственным голосом, ибо каждая автокефальная Поместная Церковь будет обладать только одним голосом. Эта неслыханная практика, вразрез соборному идентитету Церкви, преданию и проведению церковных Соборов, тоже была предметом разоблачения беспощадной, но православной богословской критики Отца Иустина: “Впрочем, правильно ли, православно ли такое „представление“ и „репрезентация“ Православных Церквей на разных родосских и женевских всеправославных собраниях? Константинопольские инициаторы такого принципа „представительнства“ Православных Церквей на соборах и те, кто принимают этот принцип „представительства“ – принцип, который, по их теории, соответствует „системе Автокефальных и Автономных“ Поместных Церквей – забыли, что такой принцип на самом деле противоречит соборному преданию Православия. К сожалению, этот принцип „представительства“ вскоре был принят и всеми другими православными: иногда молча, а иногда с голословными возражениями, но забывая, что Православная Церковь по своей природе и по своему догматически неизменному составу епископальна и епископоцентрична. Ибо епископ и собрание верных вокруг него являются выражением и проявлением Церкви, как Тела Христова, особенно на Святой Литургии; Церковь – Апостольская и Соборная только через епископов, как глав реальных единиц – епископий. В то же время остальные, исторически более поздние и непостоянные формы церковной организации Православной Церкви: митрополия, архиепископия, патриархия, пентархия, автокефалия, автономия и другие, сколько бы их ни было и не будет, не могут иметь и не имеют решающего голоса в соборной системе Православной Церкви. Более того, они могут быть помехой для правильного функционирования соборности, если они маскируют собой и ущемляют епископальный характер и структуру Церкви и Церквей. В этом, несомненно, главная разница между православной и католической (папской) экклесиологией. Если это так, то как может быть „представлена“ по „делегационному“ принципу, т.е. тем же числом „делегатов“, напр. Чешская или Румынская Церковь? А тем более, Русская или Константинопольская Церковь? Или какую паству представляет первый епископ, и какую второй? В последнее время Константинопольская патриархия произвела множество епископов и митрополитов, главным образом все титулярных и фиктивных. Это, вероятно, подготовка к тому, чтобы на будущем „Вселенском Соборе“ множеством титулов обеспечить большинство голосов для неопапистских амбиций Константинопольской патриархии“.[4]
Проще говоря, это значит что через упомянутый принцип “одна Церковь – один голос“ и эти немногие православные епископы, которые, по крайней мере, “просто вербальными протестами“ как говорит Отец Иустин, сопротивляются экуменизму Критского собрания, будут лишены права и возможности голосования. Вопреки этим нецерковным и несоборным методам, как духовное лекарство для этого недосмотра, предлагаем возвращение к истинно соборным, т.е. истинно церковным и традиционным принципам по историческом примеру методов проведения Святых Вселенских Соборов, на которых принимали участие все епископы в возможности приехать (в то время как в Поместных Церквях только несколько епископов остает чтобы позаботиться о церковных делах передавая свой глас епископам, присутствующим на Соборе). Вне таких постулатов работы, Собор лишается этой “мудрости сверху“, происходящей из соборного ума Церкви,  к которому направляет нас святой Иустин Попович следующими словами: “Все сокровища божественной мудрости и духовного разума, находятся в святом и соборном разуме Церкви, через Которую и приходим “к познанию тайны Бога и Отца и Христа“ (Кол. 1,26; 2,23). Эти сокровища спрятанные внутри этого разума (Кол. 2,3), и раскрываются только тем, живущим в Церкви святой и соборной жизнью вместе со всеми святыми (ср. Еф. 3, 18-19)“.[5]

Все в Церкви, особенно проведение Всеправославного Собора, надо делать “успокаивая ум свой перед святым соборным умом Церкви“.[6] Каждый шаг Церкви, в первую очередь так крупный как Всеправославный Собор, должен быть в согласии с преданием и верой святых, наших предшественников. Соборность Церкви является глубоко метафизическим, метаисторическим и диахроническим понятием. Это является лекарством и способом отмени пути заблуждения, на котором находится Критский Собор. Это истинная соборность – единство в вере со всеми святыми, никогда и никакое единство с группировкой высокомерных церковных предстоятелей, которые попрут или уже попрали православные догматы.

Кроме того, Отец Иустин нам указывает: “Вопрос, по нашему ощущению и мнению, который должен обсуждаться на одном воистину Вселенском Соборе Православной Церкви сегодня – это ворпос экуменизма.  Это является экклезиологической проблемой, т.е. проблемой Церкви как одного и объединенного богочеловеческого организма, который благодаря современному экуменическому синкретизму поставлен под сомнение“.

Теперь с болью замечаемdsc_0045 что об экуменизме будет идти речь на Критском Соборе, не в смысле осуждения этой церковноборческой ереси, ставящей под сомнение самую Церковь как богочеловеческий организм, но в смысле ее подтверждения и навязывания непорочной Невесте Христа – Церкви. Об этом свидетельствует с догматической точки зрения самый спорный документ принят на предсоборном заседании в Шамбези под названием “Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром“. Самое название этого документа однозначно демонстрирует его экуменическое, неправославное содержание внутри которого еретики называются христианами, причем православные приглашаются путем релятивистского экуменического “диалога любви“ достичь какого-то догматического минимализма и консенсуса с еретиками. Таким путем формируется какая-то новая вера, неправославная, как фундамент “объединенной Церкви“ с папским приматом, что есть финальная цель упомянутого документа и вообще Критского Собора. Следовательно, экуменизм является догматической основой этого Собора, а учитывая, что это основа еретическая, то заранее и сам Собор определяется как еретический и волчий.

Давайте вспомним, как о экуменизме и догматическом минимализме как фундаменту объединения православных с нераскаявшимся еретиками писал святой Иустин Попович: “Голый моралистический минимализм и пацифизм (с подоплекой гоминизации) современного экуменизма делают одно и то же: раскрывают свои засушливые гуманистические корни, свою нездоровую философию и беспомощную этику по преданию человеческому (Кол. 2, 8). И еще: раскрывают кризис своей веры гоминизации в Истину, и свою докетическую нечувствительность к истории Церкви, к ее апостольской и соборной богочеловеческой преемственности в Истине и Благодати. А апостольско-святоотеческое бого-умствование и здраво-умствование благовестит истину богочеловеческой веры через святого Максима Исповедника: Вера является основой надежды и любви… Ибо вера дает надежность и самой истине (Творен. Преп. Тедора Студита. том. 2. стр. 742. – С. Петербург, 1908)“.

В качестве вывода своего анализа предварительных встреч наступающего Всеправославного Собора, Отец Иустин добавляет: “Учитывая все вышеизложенное и болезненно сознавая положение современной Церкви Православной и мира вообще, которое нисколько не изменилось с моего последнего обращения к Святому Архиерейскому Собору (в мае 1971 года), совесть моя заставляет меня вновь обратиться с мольбой и сыновним воплем к Святому архиерейскому Собору мученической Сербской Церкви: да воздержится наша Сербская Церковь от участия в подготовке к так называемому „Вселенскому“ Собору и от участия в нем самом. Ибо если такой Собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного: расколов, ересей и гибели многих душ. А исходя из апостольско-святоотеческого исторического опыта Церкви, такой Собор вместо лечения откроет новые раны на Теле Церкви и создаст для нее новые проблемы и страдания“.[7]

Очень больно воспринимается то что от этого совета Отца Иустина, за исключением Епископа Артемия, уклоняются его бывшие духовные чада вместе с совокупным Собором сербских епископов. Поэтому, повторяем поучение всем православным иерархам, в первую очередь иерархам Сербской Православной Церкви: нельзя уклоняться дальше от слов Отца Иустина, но согласно его совету, воздержаться от участия в Критском Соборе, который по своей природе не является укреплением Церкви в апостольско-отеческом, догматическо-каноническом предании, но “соборным“ предательством веры в котором они примут участие через свое присутствие.

Из-за всего сказанного, тихие и невнятные голосы определенных Поместных Церквей и епископов не вливают надежду на защиту православия на Критском собрании, ибо самым фактом проведения этого Собора православиe уже находится под угрозой. Но, несмотря на это, восхваляем множество православных, поднимающих голос и поддерживаем их в этом. Сверх того, предупреждаем o том что агрессивное навязывание экуменизма инструментами церковной власти (узурпированной иерархами-экуменистами) нуждается в реакции более сильной от простого исповедания веры устно и в письменной форме, хотя это похвально, но в условиях преследования православных недостаточно. Священное каноническое предание в своем правиле 15 Двукратного цареградского Собора представляет собой особый канонический “простор для маневра“, и одновременно приглашение всем православным оказать сопротивление более решительно и более сильно чем в письменной или устной форме – через прекращение литургического и административного общения с иерархами заблудившимися в ереси экуменизма. Ибо сказано что: “Чистота веры засверкает только тогда, когда вера наше будет свободна от всякого мрака заблуждений“.[8] И согласно словам святого Григория Богослова: “… несогласие за благочестие гораздо лучше согласия по какой-нибудь страсти“,[9] который в том же выступлении о мире добавляет: “Да не подумают, однако же, будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие; но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом“.[10] Здесь вспоминаем что только в вере православной можно достичь единства с Богом. Конечно, все упомянутое надо совершать не попадая в раскольническую фракционность и разрыв Церкви в смысле “основания новых церквей“, и не попадая в пораженческую и маловерную боязнь из-за возможности стать “свергнутым“ или “отлученным“, получить клеймо “раскольник“ со стороны тех, которые ведут свою паству по дороге заблуждения смертельной ереси экуменизма. Надо быть осведомленным о глубокой богословской истине что борьба за сохранение веры одновременно является борьбой за единство Церкви, имея в виду что единство Церкви возможно только на основе православной веры. Значит, мы должны вести борьбу за веру когда вера под угрозой, ибо по словам святого Василия Великого: “Как сомкнувший глаза имеет в себе свою тьму…“.[11] Нельзя закрывать глаза перед горкой истиной этого исторического момента в Церкви, а истина говорит что вера под угрозой и что мы должны ее защищать, следуя за отеческим путем, описанным в вышеупомянутом правиле, и защищающим нас от крайностей. Ибо, дерзость и боязливость являются неприятелем друг другу, но одновременно являются неприятелем и благословенной и похвальной отваге[12] исповедания веры православной, с помощью которой избегаем две упомянутые крайности. Поэтому, в борьбе за сохранение веры, надо отвергнуть как дерзость ведущую в раскол так и боязливость ведущую в ересь. Следовательно, нужно следовать за этим очень ясным, однозначным, святоотеческим и каноническим путем, вышеупомянутого правила 15, не за собственным умствованием, ибо об этом Лев Великий пишет: “А что беззаконнее, как нечестиво умствовать о вере и не следовать мудрейшим и опытнейшим? Но сему-то безумию подвергаются те, которые, встретив в чем-либо неясном затруднение к познанию истины, прибегают не к пророческим изречениям, не к писаниям апостольским, и не к евангельскому авторитету, а к самим себе, и таким образом, не захотев быть учениками истины, становятся учителями заблуждения“.[13]

Тем, которые святоотечdsc_0521еской и благословенной смелостью, не попадая в крайность раскола, уже прекратили общение с предстоятелями заблудившимися в экуменической ереси, отдаем честь. Но, не только мы отдаем честь, но и многие Святые Отцы, опыт борьбы которых с ересями и еретиками превратился в вышеупомянутое правило 15. Святые Отцы, как они нам сказали в этом правиле, не ждали формального осуждения ереси и еретиков, но руководствуясь своей щепетильной совестью и преданностью чистоте православной веры, вставали всеми своими силами и всеми христианскими, евангельскими способами на защиту веры и Церкви православной. Таким поем: многая и благая лета!

Великий борец среди борцов за чистоту веры, святой Григорий Богослов, сказал что “истина не побуждается временем“.[14] От его имени, и от имени всех борцов за чистоту православной веры с незапамятных времен просиявших в Церкви Христовой, пример которых укрепляет нас, поучение направляет, а молитвы дают крылья, нам самим и всем православным, словами святого Иоанна Богослова сообщаем: “и сия есть победа, победившая мир, вера наша“ (1 Ин 5, 4), и оставаясь в ней, мы уже победили! Амин!

 

5 июня 2016 года милости Господней

Предстоятели Молитвенного церковно-народного Собора в Лознице недалеко от Чачка

Преосвященные:

Епископ рашко-призренский в изгнании      + Артемий

Хорепископ лозничко-старорашкий      + Николай

Хорепископ новобрдско- паннонский      + Максим

Христос воскресе!

 

(перевел на русский язык Марко Пейкович)

 ———————————————————————————————————————————————————————————–

[1] Святой Василий Великий, Беседа о вере.

[2] Там же.

[3] Молбена представка Светом архијерејском синоду за Свети архијерејски сабор Српске православне цркве од 7. маја 1977. године – По поводу созыва “Великого Собора Православной Церкви“.

[4] Там же.

[5] Свети Јустин Ћелијски, Подвижничка, гносеолошка и еклисиолошка поглавља.

[6] Там же.

[7] Молбена представка Светом архијерејском синоду за Свети архијерејски сабор Српске православне цркве од 7. маја 1977. године – По поводу созыва “Великого Собора Православной Церкви“.

[8] Окружное или соборное послание святейшего Льва, архиепископа города Рима, писанное к Флавиану, архиепископу Константинопольскому.

[9] Святой Григорий Богослов, Слово 6, О мире.

[10] Там же.

[11] Святой Василий Великий, Беседа против савеллиан, Ария и аномеев.

[12] Там же.

[13] Окружное или соборное послание святейшего Льва, архиепископа города Рима, писанное к Флавиану, архиепископу Константинопольскому.

[14] Святой Григорий Богослов, Слово 6, О мире.