Почетна / АРХИВА / Хорепископ Наум: Сохранение соборности путем послушания

Хорепископ Наум: Сохранение соборности путем послушания

Print Friendly, PDF & Email

Предлагаем транскрипт доклада Его Преосвященства Хорепископа Хвостанского и Бараевского НАУМА по теме Сохранение соборности путем послушания. Доклад был прочитан на 11 Соборе Архиереев и Игуменов Епархии Рашко-Призренской в изгнании, в Монастыре Преподобного Юстина Челийского в Бараеве, 21 апреля 2017 года.

 

В своём докладе Владыка Наум рассказал об учении Святых Отцов о том, какой путь нас приводит к реальному единству и соборности христиан в Церкви Божьей. Святоотеческое учение, ясно представленное Владыкой, полностью раскрывает ложь екуменической теории «единства христиан“ основанной по принципу тн.  „теории ветвей». Управление сайта предлагает этот текст к Вашему вниманию.

 

Введение

 

Ваше Преосвященства, преподобные Отцы, Преподобные Матери! Во время прошлого Собора Архиереев и Игуменов Ваше Боголюбие поручило мне написать работу по теме: Сохранение соборности путем послушания. Последуя закону любви, я помолился Господу Христу, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол 2,3; ср. 1 Кор 1,24) и просил Его, чтобы помог мне исполнить Вашу просьбу и чтобы было написано для духовной пользы Вам, слушающим и мне, пишущему. Приступая к этой теме, я не хотел Вас учить, потому, что это все Вам небезызвестно, но я хотел дать моим мудрым слушателям стимул к умножению мудрости, как написано: Дай наставление мудрому и он будет ещё мудрее (Притчи 9,9).

Благодаря Богу за все, предлагаю Вашему Боголюбию настоящую работу с надеждой, что она станет укреплением нашей соборности о Господе.

 

Сохранение соборности путем послушания

 

Наш Бог – любовь. Он Тройца в Единице и Единица в Тройце. Три лица (ипостаси) – един Бог. Святая Тройца в Единстве. Отец, Сын и Святой Дух – один единственный Бог, Великое Имя – Святая, Жнвотворящая н Нераздельная Тройца. Между ипостасьями Святой Тройцы осуществляется совершенная любовь, совершенное послушание, совершенная соборность. Нет любви, послушания и соборности равной их взаимной любви, послушанию и соборности.

Вот какое совершенное послушание Сына Отцу: Я совершил дело, которое Ты поручил мне исполнить (Ин 17,4)… Да будет воля Твоя!… Не чего Я хочу, но чего Ты (Мк 14,36)

Вот какое совершенное послушание Отца Сыну: Отче, я знал, что Ты всегда услышиш меня и на другом месте: Отче, прославь имя Твое! Тогда пришел с неба глас: и прославил, и ещё прославлю (Ин 11,42; 12,28).

И вот послушание Святаго Духа Сыну: Утешителя пошлю к вам… да пребудет с вами вовек. – Когда же придёт Утешитель, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 16,7; 14,16; 15,26). И действительно, в 50 день после воскресения Господа Христа, Утешитель послушно снизошёл на тех, кому Он был обещан.

Соборность, предлагаемая св. Апостолом Павлом христианом: В почтительности друг друга предупреждайте (Рим. 12, 10) совершенно осуществляется между ипостасьями Святой Тройцы.

Святая Православная Церковь это Богочеловеческое Тело Христово. Прежде всего является она богочеловеческим организмом, потом же богочеловеческой организацией, богочеловеческим сообществом Бога и людей. В Церкви, которая является основанном Богом богочелочеловеческом сообществом людей во Христе, мы соединяемся Святым Духом, Православной Верой, Законом Божьим, иерархией и Святыми Тайнами. Миссия и цель Церкви это спасение и соединение всех и всего во Христе и обожение всего в Боге Тройце. Об этом соединении всех людей в любви и истине молился Господь Богу Отцу: Да будут все едино… Да будут совершены воедино (Ин 17, 21-23).

Из самой природы Церкви истекают свойства Церкви: единство, святость, соборность и её апостольский характер. Придерживаясь богооткровенного учения Святых Отцов Церкви, в девятом члене Символа Веры мы исповедуем нашу веру во “Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь”. Веруем во Святую Соборную Православную Церковь, так как в ней есть все Божьи дары необходимые для спасения, она соединяет в себе и Ангелов и людей, не ограничевается ни местом, ни временем, ни народом, но объемлет христиан всех времён, стран и народов. И только Святая Православная Церковь является соборной, потому что в своёй чистоте и целосности сохраняет евангельскую, вселенскую веру, которая проповедовалась святыми Апостолами и утверждалась святыми Вселенскими Соборами и Святыми Отцами.

Человек – венец Божьего творения. Он таинственная смесь бессмертной души и тела, видимого и невидимого, духа и материи, неба и земли, ограничённого  и бескoнечного.

Бог поставил перед человеком цель – сделатся подобным Творцу, чтобы обожиться, путём правильного развития своих богообразных сил. Или: человеку нужно, всем своим существом, жить Богом и в Боге, без рассеяния и мечтания, как ангел, в непрестанной молитве ума и сердца, которая является его счастьем. Как существо соборное и богоподобное, которое живёт в обществе с другими людьми, человек должен стремиться к этой совершенной любви, послушанию и соборности, которые существуют в Святой Тройце. Это возможно только тогда, когда он живёт Богом и в Боге, как верное чадо Святой Православной Церкви. Поэтому св. Киприан Карфагинский пишет: „Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец”.

Из-за греха в раю человек нарушил своё единство с Богом. Из-за непослушания человек был изгнан из рая, благодаря святому послушанию снова возвращается в рай.

Соединение с Богом человек достигает заново Святым Духом  в Церкви Божьей – Богочеловеческом Теле Христовом, когда живёт в ней тайнами и саятыми благодетелями, когда всякий творит своё дело во Имя Божье и во славу Божию, живя в святом послушании своему духовному Отцу, те. так, как жил Бог в теле – Богочеловек Иисус Христос. Он сам был совершенно послушный Отцу до смерти, и смерти крестной (ср. Фил 2, 8). Живя послушно как Христос, человек входит в единство с Господом Христом, Спасителем своим, обединяется с Ним, делается Богом по благодати. К этой цели должны стремиться и монахи, и миряне, так как Господь принёс одно Евангелие для всех. Монах это человек, который трудится, чтобы быть совершенным христианином.

Ум это око души. Сучки греха и бревна страсти совершенно ослепляют наше „око”, наш ум. Человек с помрачённым умом, со страстными пожеланиями и чувствами, с большим себялюбием, не обновлён и не может сам узнать пути спасения, ни излечится от страстей, ни увидеть ширину и долготу, глубину и высоту святого Евангелия (ср. Еф 3, 18), те. Безграничного Господа, Который открывается в Своих заповедях. Кроткий голос Божий в нашем сердце пропадает от бури наших страстей.

В страстном, необновлённом состоянии, поток наших мыслей непрестанно приносит море дьявольских прелестных мыслей. Чаще всего меняется он в ангела света, те. в притворно добрые и святые помыслы. Здесь уже неизвестно, что наше а что вражеское. Это может разрешить только Сам всеведущий Бог. Из-за этого наша грешная воля является стеной отделяющей нас от Бога. Послушный своей воле – неприятель Богу, говорит Преподобный Исая Египетский.

Поэтому не надо верить себе, своему разуму, ни этому, что нам кажется добрым. Чтобы добиться Божьей милости, надо умереть и самому себе, чтобы сраспятся Господу, чтобы понести крест отсечения своей воли и передаться в руки Старца, духовника, которого нам Бог по смиренней молитве укажет.

Кто совсем отрёкся от своей воли, даже в том, что ему кажется добрым, духовным и богоугодным, он уже дошёл к цели даже ещё пред началом своего подвига, потому что послушание это недоверие самому себе во всём, что нам кажется добрым, во всём до конца жизни – как учит преп. Иоанн Лествичник.

Послушание своему Старцу является послушанием Самому Господу и подражанием Ему, потому что Он Сам сказал своим ученикам и их наследникам: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас, Меня отвепгается; в отвергающийся Меня, отвергается пославшего Меня (Лк 10 ,16). И в Старом Завете: Без совета не делай ничего (Сирах 32, 21). И ещё: Спроси отца твоего и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе (Втор 32,7). Не спрашивать совета — это гордость, Господь гордым противится, смиренным же даёт благодать (Прит 3,34).

Преподобный Иоанн Лествичник говорит: „Бог не является несправедливым, чтобы заключать двери милосердия перед теми, которые со смирением толкают в них”. И ещё: „Бог не является несправедливым, чтобы допустить, дабы ошиблись душы, которые с верой и незлобием предали себя суду и совету ближнего, даже если те, которым они предались, были неразумные. Через них, в таком случае, говорил бы Сам невещественный и невидимый Бог.”

Духовник это врач нашей души, поэтому Святые Отцы советуют, что послушник должен с такой любовью смотреть на старца, как будто это лик Самого Христа. И ещё: „Духовник это посредник между Богом и человеком, который отвечает перед Богом и помагает спастись вверенному себе человеку, приступающему к нему с верой и смирением. Духовник помагает человеку стать богом по благодати на вечность”.

Сам Господь был послушен Своему Небесному Отцу даже до смерти на Кресте и говорил о себе так: Я сощел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но солю пославшего Меня Отца (Ин 6.38). Не смотря на то, что Он премудр и всесовершенен, и нет у Него потребности в чьём-либо руководстве или учении – был  послушен Своей Святой Матери и названому Отцу Иосифу: и был в повиновении у них, говорит Евангелист Лука (Лк 2,51) и таким образом дал нам пример смирения и послушания.

Преподобный Иоанн Кассиан говорит, что монах, особенно молодой, не в состоянии обуздать свои страсти, если не научится послушанием обуздывать свою волю и это потверждено большим опытом. Корнем всех страстей является самолюбие, с которым связана наша грешная воля. Отсеканием своей воли в корне отсекаются страсти. Отсеканием своей воли человек учится смирению. Смирение же это корень всех добродетелей. От него рождается неустрашимость. Святой Антоний Великий учит, что смирение сильнее всех дьявольских ловушек.

Наше послушание духовному отцу не должно быть только внешним, формальным, в словах, но и внутренним, в сердцах и в делах, так как: Не всякий, говорящий мне «Господи! Господи!» войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небеснаго (Мт 7,21), говорит Господь.

Единственная причина, по которой необходимо одступить от духовника и послушания ему это его падение в ересь и отступничество от Православной Веры. Поэтому, только такому духовнику нужно оказывать вышеописанное послушание, у которого имеется здоровая вера, который нелицемерно и непоколебимо исповедует  Святое Православие. Невозможно, чтобы человек непослушный, своевольный, соединился с послушным Господом Христом. Если мы непослушны духовнику, которого мы видим, как можем быть послушны Богу, которого мы не видим, как можем дойти к своей цели? Если человек путём послушания не соедяется духовно с духовником, которого видит, как хочет соединиться с Господом, Которого не видит? Поэтому послушание духовнику это школа послушания Богу.

Жизнь непослушного человека это жизнь во тме и лжи. Такая жизнь всегда управляется дяволом, так как он ложь и отец лжи (ср. Ин 8, 44). Это он выдумал непослушание. Непослушные люди идут следом за ним. Поэтому непослушание – это духовное тело дьявола. И на оборот: жизнь послушного человека это жизнь в Христовой Правде, жизнь в Христовом свете, подражание послушному Господу Христу. Поэтому мы не запряжемся в одно иго с непослушным дьяволом: Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?(ср. 2 Кор 6,14-15). Истинно, истинно, у непослушного монаха, христианина, нет ничего общего с послушным Господом Христом, такой человек очень далёк од своей цели.

Осуществленное путём послушания единство человека с Богом, приносит единство человека с людьми и всеми творениями, делает его соборным в Боге. Это единство является самым действительным, самым всеобъемлющим и самым бессмертным единством в земном мире. Оно является образом и примером единства, которое существует между ипостасями Святой Тройцы. Именно церковь является образом Пресвятой Тройцы на земле. Преподобный Юстин Челийской (Попович) говорит: «Богочеловек Господь Иисус Христос Собой и в Себе, самым совершенным и самым полным образом собрал, объединил, окафоличил, соединил Бога и человека, через же человека и все миры и всё творение. Судьба творения существенно связанна с человеком. (Ср. Рим 8, 19-24). Своим Богочеловеческим организмом Церковь объемлет Всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: Престолы ли, Господства ли, Начальства ли, Власти ли (Кол 1, 16) Всё в Богочеловеке и Он является головой Тела Церкви (Преподобный Юстин Челийский, Догматика Православной Церкви, 3 часть, Вальево 2004, стр. 213).

Святые Тайны и святые добродетели в Церкви соединяют с Господом всех членов Церкви, всех народов и всех времён, потому что в Ней Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все о во всем Христос (Кол 3, 11). В церкви мы все одно  (Гал 3,28; ср. Кол 3, 11-15). Об этом единстве и молился Господь Богу Отцу: Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино, да будут едино, как мы едино, Я в них и Ты во Мне, да будут совершены воедино (Ин 17, 21-23).

Своим Телом — Церковью — Господь соединил в один сверхразумный организм ангелов, людей и все созданные Им творения. Поэтому Церковь Христова, по словам Святого Апостола Павла, это полнота Наполняющего все во всем (Еф 1, 23). Христианин призван к тому, чтобы осуществить в себе вечный план Трисвятого Божества в человеке (Еф 1, 1-5; Еф 1, 10), потому что христиане это храм Бога Живого, как сказал Бог: Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом и они будут моим народом (2 Кор 6, 16).

Святые добродетели соединяют человека с Богом и соединяют в любви всех христиан. В таком именно взаимном единстве и соборности, христиане поддерживают свои добродетели: любовь, радость, мир, терпение, доброту, милость, веру, кротость, воздержание (ср. Гал 5, 22). Исполненяя их, христиане поддерживают единство Духа у союзе мира (ср. Еф 4, 3). Иначе говоря, наше единство, наша соборность о Господе зависит от нашего труда, от нашего усилия, от нашего исполнения заповеди, от нашей любви к Богу и людям, прежде же всего от матери всех добродетелей — святого послушания. Святым послушанием христианин добивается непрестанной умственно-сердечной молитвы, которой он защищается от греха и умервщляет страсти. Благодаря этой молитве монах, христианин, соединяется с Богом, ангелами и всеми святыми. Именно о таком «соединении всех» в Боге мы молимся на Святой Литургии. В таком соединении нет ничего общего с соединением, которое хотят осуществить экуменисты по принципу тн. «Теории ветвей»[1], те. по принципу лжи. С помощью лжи, с помощью дьявола, невозможно обрести единство людей в Господе и любви, потому что наш Господь есть Путь, Истина и Жизнь (ср. Ин 14,6). И поэтому екуменистическое «соединение всех» является соединением люди в сатане, который ложь и отец лжи (Ин 8,44). Не желая являтся частью такого адского общества, мы применили к Белградскому Патриархату спасоносное 15-ое Правило Двукратнаго (Перво-Второго) Константинопольскаго Соьора, которое говорит: Отделяюшиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборнаго разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений (Никодим Милаш, Правила Православной Церкви с толкованием, книга 2, Москва 2001, стр. 307).

На основании выше упомянутого правила нашей обязанностью являлось немедленное отделение от представителей Белградского Патриархата, которые публично, делом и словом, прповедуют всеересь экуменизма. Таким образом мы сохраняем Церковь от раскола, соблюдаем нашу соборность со всеми святыми, блюдём себя от смерти вечной.

Надо подчеркнуть, что только послушный монах, послушный христианин, получает от Бога венец всех добродетелей — любовь. Благодаря любви христианин соединяется с Богом, после же с людьми, которые в Боге — христианами. Любовь это «союз мира». Любовь, миром, как соединяющей силой, связывает всех людей в Боге. Это мир не от мира сего, это «сверхумный мир Божий», и его творящей силой является Божественная любовь. Божественная же любовь, как благовестит её причастник — Преподобный Юстин Челийской, это «союз совершенства», которая объединяет всё, что совершенное в христианах, таким образом соединяя их в одну душу, в одно сердце, в одно тело — тело Церкви (ср. Кол 3, 14-15). Эта божественная любовь Святого Духа, и другие добродетели в ней, во главе со святым послушанием, держит и поддерживает единство Церкви, тело Церкви, духа Церкви, жизнь Церкви (ср. Еф 4, 15-16).

Благодаря послушанию духовнику человек делает непрестанный духовный прогресс, из силы в силу, да и в меру полного возраста Христова (Еф 4,13), к совершенному единству в Господе, к совершенной соборности. При этом монах, христианин не идёт вперёд сам, но всегда соборно «со всеми святыми». Потому, что в Церкви все соборно живут одной жизню, одним духом, одной истиной. Поэтому Святой Апостол Лука, говоря о соборности первой христианской общины в Иерусалиме, говорит: У множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее (ДА 4,32). Личность Господа Христа является душой соборности Церкви и душой послушания в человеке.

Непослушный монах разрывает своё духовное единство со своим духовным отцом и соединяется с дьяволом. Враг спасения своим грехом прежде всего разоряет единство душевных сил, которые стремятся к Богу внутри человека, и после того, из-за разбитой на куски души человеческой, те. из-за гордости и ненависти, разрушает любовь, единство, соборность, мир в общине, в которой человек живёт. Поэтому непослушный человек является в меньшей или большей степени бомбой, которая уничтожает любовь, единство, соборность и мир в общине, к которой он принадлежит, духовной или биологической, те. как в епархии, приходе, монастыре, как и в семье и других общинах. Сила уничтожения зависит тут от степени непослушания, од степени гордости и ненависти. Чем больше непослушных в одной общине, тем менее в ней любви, единства, соборности и мира.

Светильник Божией Церкви, Святой Иоанн Златоуст, говорит: «Поистине, нет ничего больше разрушительного для Церкви, больше того, нет ничего другого, что бы так легко могло это сделать, как то, когда ученики с учителями, дети с отцами, подчинённые с начальниками не очень крепко соединены». Иначе говоря, святитель хочет сказать, что ничто так не уничтожает Соборности у Церкви, как непослушание детей отцам.

В общине, где нет послушания, нет ни Бога, ни ангела. Где есть послушание, там и Бог, и ангел, и согласие, соборность, общение, радость, мир, любовь, всакое добро.

Стоит отметить, что нашу соборность больше всего разрушают — осуждение ближних, свободное поведение, наглость и подозрительность.

Все еретики и начальники раскола в Церкви являются сынами непослушания. Они причина разделения, отсутствия мира, раздора Церкви. Дьявол во первых непослушанием отделяет человека од Христа и от всего, что Христово: от соборного ума Церкви, соборной воли Церкви, соборной жизни Церкви. Эта истина сегодня лучше всего видна, когда смотрим на экуменистов в нашей поместной Сербской Церкви. Экуменисты с помощью непослушания сначала исключили самих себя из общения со своими духовниками, потом же с помощью ереси исключили самих себя из соборного общения с Церковью. «Нет сомнения, что вне Церкви находится всякий, кто не придерживается веры Церкви» – говорит Иоанн Касиян (De Incam. Domini, Contra Nestor., lib. III, c. 14).

Истинные старцы, истинные епископы и ревностные борцы за веру рождаются из настоящих послушников. В настоящее время мало настоящих старцев, настоящих епископов и ревностных борцов за веру, потому, что нет настоящих послушников. Никогда ещё не было столько богословов и богословских школ и одновременно так мало борцов зв веру. Почему? Потому, что богословы и их богословские знания не дышат воздухом святого послушания. Поэтому их богословское знание мертво, оно не способно к борьбе. Знание раздувает, любовь же, которая приобретается послушанием, рождает и старцев, и епископов, и ревнителей веры (ср. 1 Кор 8, 10).

Из послушания рождается молитва, а из неё — богословие. Только тогда, когда соединяется знание с послушанием — рождается христообразный старец, христообразный епископ, христообразный борец за веру. Именно такими были ревнители Святого Православия: Святой Василий Великий, Святой Иоанн Златоуст, Святой Григорий Богослов, Святой Афанасий Великий, Святой Фотий Великий, Святой Максим Исповедник, Святой Марк Эфесский и многие, многие другие. Сегодня фронт защиты веры од всеереси экуменизма был бы на много сильнее, если бы было больше послушных монахов и христиан. К сожалению, в наше время этот фронт самый ничтожный в истории Церкви. Когда уже не будет больше послушных монахов и христиан, прийдёт конец мира.

Всё, что было выше сказано несёт с собой такое послание: Если мы будем послушны нашему духовному отцу и епископу, нашим игуменам, которые разделяют послушания, те. если мы не будем жить по своей воле, Господь даст нам благость молитвы. Она нас с Ним соединит. Тогда у нас в душе будет Его мир, Его любовь, Его кротость, Его милосердие, Его терпение, Его смирение, Его соборность. Между нами воцарится святая любовь, мир и общение, как между христианами первых веков. Если мы будем послушными, Господь нас благословит и умножит, так, как и их благословил и умножил, а также победит богоборных экуменистов, так, как и в своё время победил идолопоклонников.

Но если мы будем непослушны, Господь отступит од нас, и вместе с Ним — мир, взаимная любовь и общение. Это было бы смертью для нашей Епархии и тяжёлой раной Православию в Сербии.

Перед нами два пути: путь жизни, те. путь святого послушания, и путь богомерзкого непослушания. От нашей свободной воли зависит, каким путём мы пойдём.

Да воскресший Господь дарует нам разум и силу, чтобы мы всегда шли только путём жизни, путём святого послушания. Воскресший Господь это наша жизнь, наш путь, наше послушание, наш разум, наша светлость, наша сила, наше спасение, наше воскресение, всё наше добро.

Ему, Воскресшему Господу Христу да будет од нас всякая слава, честь и сила, со Отцем и Духом Святым, на все веки и всю вечность. Аминь.

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

—————————————

[1]    Теория ветвей (Branch Theory) — один из трёх принципов экуменистической унии христианских «церквей». Основывается на представлении, что Церковь Христова напоминает разветвлённое дерево, которого пень является одной невидимой Церковью. Ветви это разные «церкви», которые между собой являются равноправными проявлениями одной Церкви. Ни одна ветвь сама по себе не является Цековью, ни в одной из них нет полноты Истины. Поэтому всякое богословское предание местных «церквей» надо согласовывать между собой с помощью диалога, и таким образом «реконструировать» одну истину, дабы осуществить одну видимую Церковь.

 

Два осталых принципа экуменической унии христианских «церквей» это: догматический минимализм и принцип толерантности. Первый основывается на взгляде, что единства надо искать на основе минимального общего сходства богословского учения, причём этой минимальной общей основой является Священное Писание (вне контекста Святого Предания), никейско-цариградский символ веры и только две святые Тайны: Крещение и Евхаристия. Второй принцип преподносит толерантность к учению других «церквей» и готовность к «компромиссу любви».

 

(перевел на русский язык священник Ярослав Кадило)